Виктор ТЫРЫШКИН: Богоявленский собор восстановим в мельчайших деталях, до задвижек на двери

Семь лет назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил Виктора Тырышкина на восстановление Костромского кремля.

Семь лет назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил Виктора Тырышкина на восстановление Костромского кремля. При поддержке губернатора Костромской области Сергея Ситникова и митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, а также по молитвам костромичей Виктор Иванович все эти годы возвращает городу его достояние. В этом есть особый промысел, что возрождает уникальную святыню уникальный человек. Мы неоднократно убеждались, до какой степени Виктор Иванович погружен в работу: от его внимательного и профессионального взгляда не ускользает ни одна деталь на площадке. О Костромском кремле, о своей команде и о будущем святыни Виктор Тырышкин рассказал журналистам «Северной правды».

Нижний храм посвятят воинской славе

– Сегодня Богоявленский собор и его колокольня уже радуют глаз. Часто ли вас благодарят костромичи за этот колоссальный труд?

– Во-первых, подчеркну, что пока не за что благодарить. Костромской кремль – это большой архитектурный ансамбль, куда входят и Святые врата, и стена, и Успенский собор. Но как видите, еще многое предстоит сделать. Однако доброе слово всегда приятно любому человеку, и мне в том числе. В свою очередь, я благодарен костромичам за такое теплое отношение ко мне и за терпение. Потому что мы, хоть и стремимся закончить работы быстрее, но то ковид косит, то другие сложности возникают. Например, взяли два миксера бетона, а он не держит марку… Полгода с этим всем возились. Другой момент: пришли гранитчики, сделали некачественно три паперти колокольни. Пришлось снимать гранит… В общем, есть такие вещи, которые затягивают сроки.

– Но, как мы знаем, были выполнены другие значимые работы, которых не было в изначальных планах ?

– Да, например, в первоначальном проекте не был запланирован храм воинской славы. Мы нашли возможность, благодаря рельефу, вписать его, спроектировать нижний храм. Там на иконостасе будут образа архистратига Михаила и небесного воинства, Александра Невского, Федора Ушакова. По всему храму установим мраморные стелы с именами Героев Советского Союза и России – всего 262 человека, а также с наименованиями воинских соединений Костромской губернии и области, особо отличившихся в защите Родины. И более того, мы сделаем так, чтобы была возможность для людей с ограниченными возможностями здоровья попасть в этот храм без лестниц.

– Вы неоднократно подчеркивали – Богоявленский собор во многом уникален.

– Впервые сделана такая колокольня. Подобную звонницу с лифтами Иоанн Павел II хотел строить на территории Ватикана. Бетон, кирпич, штукатурка, но внутри – лифты. Вообще, мы хотели сделать это сначала в Ярославле. Пять заседаний комитета ЮНЕСКО было, пока я не приехал и не объяснил свою позицию. С храмом согласились, а с колокольней – проблемы. Но ведь нельзя, чтобы звонница была ниже храма! И вот колокола отлиты, а стоят сейчас на земле. Один – больше 40 пудов.

– Сейчас в Ярославле вновь идут работы…

– Вы знаете, пришел новый владыка. И появилась мысль – все расписать. А для этого нужно как раз убрать слой краски, которую мы наносили 15 лет назад. Но важно понимать, что для такого масштаба росписи нужно несколько миллиардов рублей. Я – за роспись. Но нужны колоссальные деньги, огромные усилия и талантливые иконописцы. В Костроме расписывать купол и паруса будет мастер, который выполнял такие же работы в храме Христа Спасителя.

– Успенский собор в Ярославле – тоже уникальный объект. Однако он не в полной мере соответствует вашему замыслу?

– Я поясню. Там есть подземная часть, которая полностью повторяет подземную часть храма Христа Спасителя. Работа сделана колоссальная. Весь объект был сделан по проекту «Умный дом», контролировался свет, температурные режимы. Но кто-то решил, что ради экономии можно этим пожертвовать.

Так будет выглядеть Успенский собор

«Я не могу отнять у художника мечту»

– Возвращаясь в Кострому: почему возрождение кремля началось с Богоявленского собора, а не с Успенского, который меньше и проще по архитектуре?

– Если бы я начал с Успенского собора, я бы им и закончил. Все функции взял бы на себя он, а Богоявленский оказался бы уже не нужен. Это во-первых. А во-вторых, в Костроме уже собирались заложить колокольню. И ошиблись на шесть метров. Губернатор Сергей Ситников, когда мы заходили на площадку, привлек Александра Клещева , чтобы сделать археологию. Работы выполнял Сергей Кабатов с командой. Привязка сделана до сантиметра! Где располагались алтари, где колокольня Богоявленского собора и так далее. Того же самого про Успенский собор не могу сказать. В-третьих, Богоявленский собор можно было начинать строить практически сразу. А почему? В Костроме были великие люди, которые буквально за два дня до взрыва сняли все размеры храма. Их родственники передали нам обмерные чертежи, мы знали, что мы строим. А дальше, как сказал Патриарх Кирилл, строить так, как было раньше, – так мы и действовали. За нами следили ученые-архитекторы, реставраторы. Наш главный архитектор Алексей Денисов – сам реставратор первой категории. И я наблюдал такую картину: стоит он вместе с известным академиком и спорят насчет задвижек на двери и крючков! Вот до такой степени мы пытаемся восстановить былой облик.

– Однако наполнение и инфраструктура современные?

– Снаружи – то же самое. А «начинка» – совсем другая. Подземная часть большая. Там расположится инженерия. Будет и костница – останки, которые мы нашли при раскопках, перезахоронят там. Установили и три лифта, о которых я говорил. Два до первой смотровой площадки и один до второй. Лифты уже работают. А кроме того, есть еще и музей внутри этой конструкции. Так что функционально – это совсем другая колокольня.

– Совместить современность и прежний облик – весьма непростая задача.

– Мы пытаемся восстановить то благоустройство самого собора, которое было в прежние времена. Собор – царский. Там был прекрасный барочный иконостас, древние паникадила, удивительное убранство. Мы в мастерской «Царьград» нашли уникального резчика по дереву, который делает нам иконостас. И знаете, приходит ко мне руководитель мастерской и говорит: «Я делаю лучший в своей жизни иконостас и никак не смогу закончить его к 29 августа. Он будет в конце октября». И я понимаю, что у него есть мечта сделать эту работу. Как, например, у Владимира Шувалова, который отливал колокола. Ведь главный из них – самый большой за все время работы мастера. И он сказал после всего: «У меня была цель в жизни и я ее достиг. И за такие колокола я больше никогда не возьмусь». Или посмотрите на ковку на хорах! Лучший кузнец в России делал ее. Мы мечтаем установить Святые врата, а там ковки много. И для нее нужно искать старинное железо, которое не гниет. И, конечно, очень важен сам мастер. И он у нас есть. Также и с иконостасом. Как я могу отнимать у людей мечту? Будет у нас удивительный и восхитительный иконостас, но на два месяца позже.

Виктор Иванович работает в тесном контакте с губернатором Сергеем Ситниковым и митрополитом Ферапонтом

– Вы назвали много удивительных людей, которые заняты восстановлением святыни. Как вы подбираете свою команду?

– На самом деле Господь дает мне людей. Был Рыбинский собор, где я совершенно случайно познакомился с бывшим заместителем директора судостроительного завода, который мне помогал. Владыка Кирилл познакомил меня с Михаилом Халютой, человеком из древнего священнического рода. Опираясь на них, я сделал храм в Рыбинске. В Ярославле были другие люди, но тоже очень хорошие. В Костроме в моей жизни появился Евгений Радионов. Но ведь храмы строит не человек, их строит Бог. Все, что нам нужно – желание и стремление. Людей значимых и прекрасных очень много. И о них я могу говорить сутки. Я богатый общением человек.

Из запасников – в народное достояние

– Сейчас вы практически живете между Москвой и Костромой?

– Это не совсем так. У меня еще есть Санкт-Петербург. Так что раз в неделю Петербург, раз в неделю Кострома, остальное время – на работе. Кострома, безусловно, это дивное святое место. Отсюда и род Романовых пошел, и российская государственность, и 262 Героя Советского Союза и России, о чем я уже говорил. Посмотрите, какая у вас история, какие у вас люди!

– В прошлом году вам присвоили звание Почетного гражданина Костромы. Какие черты костромича вы в себе открыли?

– Уже четыре города присвоили звание Почетного гражданина. Причем в Ярославле я всего лишь девятый за 130 лет, в одном списке с Патриархом Тихоном, Валентиной Терешковой и другими заслуженными людьми. Но первым мне присвоил это звание Переславль-Залесский за восстановление монастыря. А кроме того, Почетным гражданином я стал в Рыбинске и Пушкине. И если говорить, есть ли у меня отличительные костромские черты, то в этом случае, скорее «интернациональные» – ото всех городов. А по-простому – русский я!

– Какой период восстановления Костромского кремля вы считаете самым тяжелым?

– Знаете, строишь и думаешь, что тяжелее, чем сейчас, времени нет. А потом понимаешь, что ошибался. Сейчас, конечно, нужно закончить эту работу. Внутренняя отделка по верху в Богоявленском соборе сделана, но многое еще предстоит. Есть у меня еще одно желание, о котором надо поговорить с губернатором Сергеем Константиновичем. Есть в запасниках музея-заповедника два древних паникадила. Я считаю, что они не должны просто так лежать в ящиках, а должны находиться в храме. Но важно, чтобы люди это поддержали! Это можно сделать народным достоянием. У меня уже были моменты, когда я возвращал древние святыни. Восстанавливал их в центре Грабаря и передавал в храмы. К примеру, Корсунский крест, который сейчас в Переславле-Залесском, мне с большим трудом и с помощью Дмитрия Анатольевича и Светланы Владимировны Медведевых удалось вернуть в монастырь. Там мы поставили оборудование из Германии, чтобы сохранить его. Я присутствовал при передаче Толгской иконы Божией Матери из музея в Толгский монастырь. Мне лично такие знаковые вещи не нужны. Однажды мне удалось выкупить у «черных копателей» княжескую гривну, полтора дирхема и мурома девятого века (женские головные княжеские украшения. – Прим.автора). И я их передал в Ярославский музей. У меня дома есть святыня, но ее подарила Ярославская епархия – частицу ризы Господней. С такой святыней я не готов расстаться – мне ее вручили люди.

В 2021 году Виктору Тырышкину присвоили звание Почетного гражданина Костромы

Молитва костромичей имеет определяющее значение

– Как вы думаете, возможно ли возродить былые традиции благотворительности? Или мы окончательно сформировались в общество потребления?

– Я на эту тему не люблю особо говорить. Мы начали восстанавливать храмы в 1987 году. Старинную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой венчался Станиславский, мы не восстановили до сих пор. Три года бились, подключалось телевидение. А сейчас эта земля распродается. Сложно об этом говорить… Но как писал Иван Вахромеев, ярославский благотворитель и глава города: «Я абсолютно одинок». Наверняка со временем что-то изменится. Но первую церковь нового времени строили мы.

Начали с церквей, потом были соборы, монастыри. Бывало и землю соборную выкупали. Представляете, она была в частных руках, а там под спудом рядом с гаражами лежат мощи царевича Петра Ордынского. И такие случаи были… И школы строим, и сады, и книги издаем – делаем все, что в наших силах.

– В чем, по-вашему, заключается успешность такого сложного дела?

– Почему раньше соборы строили либо соборно, всем миром, либо цари? Потому что царь обладал триединством власти: церковной, политической и финансовой. А сейчас если есть поддержка государственной власти и церковь молится, тогда деньги имеют значение. Я от всей души хотел бы поблагодарить губернатора Сергея Ситникова за поддержку, митрополита Ферапонта за его внимание. И всех костромичей за то, что они молятся, и это, я бы сказал, самое важное для нас.

Сергей ЧЕЛЫШЕВ

Благодарим за помощь

в подготовке материала помощника губернатора Костромской области

по вопросам восстановления кремля Марину Смирнову

Последние новости

Костромские судостроители внедряют бережливые технологии

Повысить эффективность производства судомеханическому заводу помогает нацпроект «Производительность труда», узнал СМИ44.

Арктическое вторжение в Костромскую область началось

Идет устойчивый заток ледяного воздуха в регион. Температура за сутки упадет на 8-10 градусов, а завтра к ночи ожидаются минусовые температуры - по области до –4°-6°С.

Губернатор Сергей Ситников поблагодарил специалистов Костромского роддома за их труд

Завтра в России отмечается День неонатолога. В преддверии профессионального праздника с врачами встретился глава региона.

На вебинаре расскажут про уплату НДС на упрощенной системе налогообложения

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. Управление ФНС России по Костромской области 11 апреля проведет вебинар для налогоплательщиков на тему: «Уплата НДС при УСН и сроки сдачи отчетности».

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Ессентуках

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *