Концепция развития Центральной (исторической) части города Костромы
Разработка концепции ведется в отношении территории,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Постановление об утверждении Концепции
1. Граница разработки Концепции
Разработка концепции ведется в отношении территории, ограниченной урезом
реки Волга, территорией ОАО «Костромамебель» по улице 1 Мая, улицами Пятницкой, Симановского, Комсомольской, Козуева, Князева, включая сквер по проспекту Мира до площади Мира, улицами Смоленской, Горной, Лесной до домовладения № 25 по улице Лесной в городе Кострома.
Центральная часть города находится в историко-культурной заповедной зоне.
Площадь территории разработки Концепции составляет 116 га.
2. Задачи проекта
1) Анализ состояния исторической части города Костромы, выявление проблем и факторов оказывающих влияние на развитие территории;
2) Определение перечня мероприятий для устойчивого развития территории в целях повышения комфортности проживания, туристической и инвестиционной привлекательности города с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения, иных нормативно установленных ограничений и особенностей города;
3) Формирование оптимальной пешеходно-транспортной инфраструктуры с учетом потребностей всех участников дорожного движения и маломобильных групп населения;
4) Функциональное зонирование территории центральной части города, предусматривающее развитие торговли, общественного питания, учреждений и объектов культуры, объектов туристического показа, общественных пространств, территорий для проведения событийных мероприятий и т.д.
5) Разработка единого подхода к благоустройству, озеленению территории, общественных пространств обеспечивающего высокий уровень комфорта, функциональности, единые стилистические и дизайнерские решения.
3. Нормативно - правовая база
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»;
- Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации»;
- Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»;
- Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года, утвержденная Минкультуры России;
- Приказ Минкультуры РФ № 418, Минрегиона РФ № 339 от 29 июля 2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр;
- Закон Костромской области от 1 апреля 2004 года № 184-ЗКО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области»;
- Постановление главы администрации Костромской области от 30 декабря 1993 года № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры»;
- Постановление главы администрации Костромской области от 19 декабря 1997 года № 837 «Об утверждении зон охраны исторической части г. Костромы»;
- Постановление главы администрации Костромской области от 28 октября 1999 года № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения»;
- Постановление губернатора Костромской области от 3 февраля 2005 года № 38 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры регионального значения»;
- Постановление администрации Костромской области от 9 апреля 2007 года № 66-а "Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения";
- Региональные нормативы градостроительного проектирования Костромской области, утвержденные постановлением администрации Костромской области от 1 октября 2010 года № 344-а;
- Границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Исторический центр города Костромы", установленные постановлением администрации Костромской области от 8 октября 2007 года № 230-а "Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения»;
- Концепция сохранения историко-культурного наследия Костромской области, утвержденная распоряжением администрации Костромской области от 26 мая 2011 года № 114-ра;
- Устав муниципального образования городского округа город Кострома;
- Решение Думы города Костромы от 26 марта 2015 года № 52 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы»;
- Инструкция по делопроизводству в Администрации города Костромы, утвержденная распоряжением Главы города Костромы от 4 июня 2009 года № 115-рг;
- Приказ Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов»;
- СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения»;
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования»;
- СП 82.13330.2016. «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75»;
- Решение Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Костромы»
4. Этапы реализации
Проект Концепции предлагает реализацию запланированных мероприятий в три этапа:
- 1 этап – 2021-2025 г.;
- 2 этап – 2026-2030 г.;
- 3 этап – 2031-2035 г.
5. Организация улично-дорожной сети
Улично-дорожная сеть центра Костромы обладает исторически сложившейся и устойчивой планировочной структурой, однако вместе с тем ограниченным потенциалом для благоустройства, обусловленным требованиями по охране и сохранению объектов культурного наследия, памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Ширина улиц позволяет, при необходимости, произвести локальные изменения и оптимизировать уличный профиль, исходя из меняющихся приоритетов, например – увеличить пешеходную часть, создать полосы для велосипедистов, упорядочить карманы парковочных мест, без существенного ущерба прочим участникам дорожного движения и исторически сложившейся уличной планировке. Проектом концепции рекомендуется на последующих стадиях подготовки проектной документации по строительству и реконструкции улиц и дорог исторической части города применять различные типы покрытия, которые позволят визуально структурировать зонирование улиц, создать интуитивно ориентированную среду для всех участников уличного движения. В соответствии с современными практиками в области благоустройства и требованиями федерального законодательства, в обязательном порядке при осуществлении строительства и реконструкции улично-дорожной сети необходимо применение специального тактильного покрытия и прочих средств создания безбарьерной и доступной среды для маломобильных групп населения.
Основная цель предлагаемых мероприятий, в рамках локальной трансформации отдельных элементов транспортной инфраструктуры центральной части города Костромы, – создание безопасной, удобной и комфортной среды для всех участников уличного движения, равнодоступной как для водителей, рядовых пешеходов велосипедистов, так и для «мам» с колясками и людей с ограниченными возможностями передвижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда приоритетных задач:
- упорядочение и обустройство мест парковок автомобильного транспорта на улицах в исторической части города;
- размещение дополнительных остановок общественного транспорта на ул. 1 Мая, с продлением существующих маршрутов общественного транспорта, или созданием новых, в целях обеспечения норматива дальности пешеходных подходов к ближайшим остановочным пунктам на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- формирование новой точки приема туристов, прибывающих в город на внешнем водном транспорте;
- формирование сети выделенных велодорожек;
- организация для жителей города пешеходной зоны – пешеходной «хорды»;
- повышение безопасности пешеходов путем успокоения трафика, повышение видимости на переходах и конструктивные методы пешеходных переходов (поднятие переходов в один уровень с тротуаром).
Остальные вопросы, призванные улучшить состояние улично-дорожной сети в центре города, относятся к вопросам капитального ремонта и благоустройства.
Ниже приведены предложения по последовательности реализации задач, связанных с улучшением качества улично-дорожной сети в центральной части города с описанием характеристик планируемого развития.
Перечень мероприятий по развитию отдельных элементов транспортной инфраструктуры, с указанием рекомендуемой очередности, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень мероприятий по развитию отдельных элементов транспортной инфраструктуры с указанием рекомендуемой очередности
Наименование
Описание мероприятия
Очередность
Создание велоинфраструктуры
и инфраструктуры альтернативных видов транспорта (самокаты, сигвеи, гироскутеры и т.д.)
Планируется создание связной системы велодорожек в которой можно выделить три основных маршрута:
Маршрут № 1: ул. Лесная – Набережная р. Волга – Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь;
Маршрут № 2: от Маршрута № 1 (в районе Московской Заставы (ул. 1 Мая, 5)) –
ул. Молочная гора – сквер в районе памятника Ивана Сусанина – Сусанинская площадь – проспект Мира – Терем Берендея (ул. Ленина, 150е);
Маршрут № 3: от Маршрута № 1 (в районе памятника «Ладья – герб»
г. Костромы») – ул. Чайковского – Центральный рынок (Мучные ряды) –Красные ряды – пересечение с маршрутом № 2 (в районе сквера в районе памятника Ивана Сусанина) – ул. Островского – Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.
Основные пункты велопроката рекомендуется размещать в точках пересечения основных веломаршрутов:
1) Центральный рынок;
2) Набережная (в районе Московской заставы (ул. 1 Мая, 5));
3) Набережная (в районе памятника «Ладья – герб г. Костромы»)
1 этап
Создание пешеходной «хорды»
Территория пешеходной «хорды» – это непрерывная пешеходная зона, проходящая от улицы Советской до улицы Пятницкой через кварталы первого кольца исторического центра Костромы.
Определение пешеходная «хорда» является следствием решения задачи, определившейся из анализа исторического характера использования городского пространства жителями города, а также реализации принципа Концепции приоритета пешеходов. Идея «хорды» сформулирована самими жителями Костромы как «развитие и сохранение «проницаемости города», позволяющей свободно перемещаться по дворовым пространствам внутри веера центра», «сделать городской центр более «пористым», удобным для пешеходного перемещения».
Регулярная радиально-кольцевая планировка не удобна для перемещения между радиальными улицами. Люди всегда ищут более короткий путь. Так и появились поперечные пешеходные проходы через кварталы, позволяющие быстро переходить с одной улицы на другую.
В рамках концепции работа в данном направлении свелась к выявлению таких «кротовых» проходов, включение их в единую структуру пешеходных зон и обогащение новыми общественными пространствами – парк в районе домов 7 и 9 по проспекту Мира, территория по улице Советской, 21а (парк «Эрмитаж»).
При этом, не стоит думать, что затраты на создание данных пешеходных зон будут слишком обременительными.
Выделенные участки необходимо всего лишь осветить и благоустроить, проложив пешеходные дорожки, (а возможно и велодорожки). Наоборот, такая идея позволит обратить внимание на дворовую инфраструктуру, совместить затраты на благоустройство общественных пространств с благоустройством дворовых территорий. Вдоль пешеходных дорожек могут появиться уличные тренажеры, воркаут, баскетбольные кольца, просто скамейки для отдыха, цветники и клумбы, пользоваться которыми будут и жители соседних домов. В каждом конкретном случае к благоустройству участков пешеходной «хорды» необходимо максимально привлекать владельцев соседних объектов недвижимости, с обязательным привлечением местных жителей, которые должны решить, что делать, и непосредственно принять участие в благоустройстве и озеленении территорий. Представляется, что такой интерес к двору снизит стремление горожан в центре окружать свой участок заборами и закрываться от «внешних». Закрытые дворы, как правило, приводят к тому, что человек начинает заботиться только о своем участке и перестает заботиться о том, что вокруг.
При определении трассировки пешеходной «хорды» максимально учтены границы земельных участков собственников недвижимости, при необходимости будут проработаны вопросы по согласованию прохождения «хорды» по землям, находящимся в частной собственности, путем достижения частных соглашений.
Для реализации данной задачи помимо чисто планировочного решения и дизайна благоустройства, городу необходимо разработать и утвердить специальные административные регламенты, запрещающие установку ограждения земельных участков, установить публичные сервитуты на часть земельных участков, решить иные вопросы взаимодействия собственников и муниципалитета по благоустройству и обслуживанию данных территорий.
Постепенно придет осознание того, что перегороженные кварталы, которые невозможно пройти насквозь, начинают восприниматься как запутанные, неудобные для жизни, в них падает стоимость жилья
2 этап
Реорганизация системы парковок, включая создание новых
Стратегия благоустройства улично-дорожной сети подразумевает уменьшение количества парковочных мест в ряде территорий (уменьшение количества мест у Мучных рядов (Центральный рынок) и Красных рядов), ликвидируемые места будут компенсироваться новыми парковками. Предлагается организация нескольких крупных площадных парковок:
- улица Островского (вместо сезонного рынка у Костромского областного театра кукол (ул. Островского, в районе дома 5));
- на улице Молочной гора, в районе дома 4/1;
- на улице Щемиловка, в районе строящегося Культурного центра по адресу: город Кострома, улица Островского, в районе дома 7;
- на улице Чайковского, в районе дома 9;
- на проспекте Текстильщиков, в районе дома 3;
- на улице 1 Мая (около Костромского государственного университета (ул. 1 Мая, 14а) и территории МУП г. Костромы «Костромагорводоканал»);
- на улице Лесной (в районе причала транзитных речных судов).
В соответствии с расчетами, в настоящее время в границах разработки Концепции около 900-950 парковочных мест (без учета дворовых территорий), планируемое количество – 1500 парковочных мест (без учета дворовых территорий)
1, 2 этап
Создание парковок для туристических автобусов
Предусматривается организация парковок туристических автобусов около мест посещения туристами и мест прибытия туристов:
- на улице Лесной (в районе причала транзитных речных судов)
(5 мест);
- в районе беседки им. А. Н. Островского (9 мест);
- около воссоздаваемого комплекса Костромского Кремля (2 места);
- в районе Красных рядов, напротив Табачных рядов (3 места);
- на территории культурно-выставочного комплекса «Музейное подворье» (5 мест);
- на ул. Симановского в районе дома 22 (2 места);
- на ул. Пятницкой в районе дома 39/1 (около комплекса Богоявленско-Анастасиина женского монастыря) (2 места);
- на ул. Ленина, в районе домов 10, 12 (2 места)
1 этап
Создание дополнительных остановочных пунктов общественного транспорта на
ул. 1 Мая, изменение схемы маршрутов регулярных перевозок
Продление маршрутов общественного транспорта на ул. 1 Мая, с устройством новых остановочных пунктов около Костромского государственного университета (ул. 1 Мая, 14а) и территории МУП г. Костромы «Костромагорводоканал». В ходе внесения изменений в генеральный план города следует осуществить поиск места для конечной остановки автобусов и маршрутных такси за пределами исторической части города Костромы
2 этап
Развитие системы речного транспорта
1) Строительство причала для транзитных судов (2019-2025 гг. в соответствии с генеральным планом Костромы) и обустройство прилегающей к нему территории. Создание транспортного узла, в котором туристы пересаживаются в туристические автобусы, такси, либо берут на прокат велотранспорт;
2) Размещение речных парковок для путешествующих по р. Волге
3 этап
Трансформация профилей улиц
ул. 1 Мая
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией новых остановочных пунктов общественного транспорта по пути следования маршрутов общественного транспорта в прямом и обратном направлении около Костромского государственного университета (ул. 1 Мая, 14а) и МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» (уд. 1 Мая, 2а).
2) – ширина остановочного кармана – 3,5 м;
3) Ширина проезжей части – 2 полосы по 4 м;
4) Сохранение и организация новых тротуаров (со стороны набережной);
5) Организация велодорожек шириной 2,5 м предусматривается по нечетной стороне от Костромского государственного университета (ул. 1 Мая, 14а) до Московской Заставы (улица 1 Мая, 5);
6) Организация парковочных зон предусматривается со стороны набережной;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Горная
От ул. Лесной до ул. Нижняя Дебря
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана– 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 5,9 м по четной стороне, 5 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
От ул. Нижняя Дебря до ул. Советской
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана по четной стороне – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 5,7 м по четной стороне, 5,6 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Козуева
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 6,8 м по четной стороне, 7,7 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Комсомольская
Со стороны дома № 44
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок;
2) Ширина проезжей части – 4,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев по четной стороне;
5) Ширина тротуаров – 5,6 м;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
Со стороны домов №№ 30-67/7
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок;
2) Ширина проезжей части– 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м;
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев по четной стороне;
5) Ширина тротуаров – 4,4 м;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Князева
От ул. Шагова до пр. Мира
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 6,1 м по четной стороне, 5,1 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
От пр. Мира до ул. Ленина
1) Двухстороннее движение транспорта;
2) Ширина проезжей части – 3 полосы по 3,5 м;
3) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
4) Ширина тротуаров – 5,8 м по четной стороне, 4,4 м по нечетной стороне;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
Красные ряды
Проезд между Красными рядами и площадью Сусанинской (в районе памятника Ивана Сусанина)
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 5,5 м, предусматривается со стороны Красных Рядов;
4) Ширина тротуаров – 4,3 м со стороны сквера, 4 м по стороне Красных Рядов;
5) Организация велодорожек шириной 2,5 м со стороны сквер в районе памятника Ивана Сусанина;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
Проезд между Красными рядами и Пряничными рядами
1) Одностороннее движение транспорта;
2) Ширина проезжей части – 4 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Ширина тротуаров – 3,5 м со стороны Красных рядов, 5,4 м со стороны часовни Пряничных рядов;
5) Со стороны Пряничных рядов предусматривается организация велодорожки;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Ленина
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Предусматривается парковочный карман с перпендикулярными местами около дома 4а;
5) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
6) Ширина тротуаров – 5 м по четной стороне, 5,9 м по нечетной стороне;
7) Организация велодорожек не предусматривается;
8) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
9) Организация парковок туристических автобусов предусматривается в районе домов 10, 12
2 этап
ул. Лесная
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок со стороны набережной;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Ширина тротуара – 5 м по нечетной стороне;
5) Организация велодорожек предусматривается на удалении от проезжей части по территории набережной;
6) Сохранение остановочного пункта маршрутного транспорта;
7) Организация парковок туристических автобусов предусматривается на улице Лесной в районе причала для транзитных судов
2 этап
пр. Мира
1) Двухстороннее движение транспорта, разделенное аллеей, с организацией парковок по обеим сторонам;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Организация велодорожек предусматривается по обе стороны улицы шириной 1,5 м, между парковочными местами и велодорожкой предусматривается техполоса шириной 0,75 м;
5) Ширина тротуаров – от 2,5 м до 4,15 м по обеим сторонам проспекта;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
ул. Молочная гора
1) Двухстороннее движение транспорта, разделенное пешеходной зоной, с сохранением парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 4 м;
3) Ширина парковочного кармана – 5,5 м;
4) Техполосы для отделения велодорожки от проезжей части шириной 0,5 м по обе стороны улицы;
5) Ширина тротуаров – 2,8 м по четной стороне, 6,45 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек предусматривается по обе стороны улицы шириной 2,25 м (в соответствии с п. 9.2.9 СП 396.1325800.2018 уклон Молочная гора 60 ‰)
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
Мучные ряды
Проезд между Мучными рядами (Центральный рынок) и площадью Сусанинской (в районе памятника Ивана Сусанина)
1) Двухстороннее движение транспорта с сохранением парковок со стороны, прилегающей к Центральному рынку;
2) Ширина парковочного кармана – 5,5 м;
3) Ширина проезжей части – 7 м;
4) Ширина тротуаров – 4 м со стороны Центрального рынка, 5,8 со стороны сквера;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
Проезд между Мучными рядами (Центральный рынок) и детской площадкой в районе дома № 2 по улице Островского
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок со стороны Центрального рынка;
2) Ширина парковочного кармана – 5,5 м;
3) Ширина проезжей части – 4 м;
4) Ширина тротуара – 4,3 м со стороны Мучных рядов;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Нижняя Дебря
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев по нечетной стороне;
5) Ширина тротуаров – 4,2 м по четной стороне, 6,3 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
ул. Островского
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 3 м по обеим сторонам улицы;
6) Организация велодорожек предусматривается с нечетной стороны, шириной 2,5 м;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
ул. Пятницкая
От ул. Ленина до ул. Козуева
1) Двухстороннее движение транспорта;
2) Ширина проезжей части – 9,5 м (3 полосы);
3) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
4) Ширина тротуаров – 4,5 м по обеим сторонам улицы;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
От ул. Козуева до ул. Симановского
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией остановочного кармана по нечетной стороне;
2) Сохранение остановочного пункта маршрутного транспорта. Ширина остановочного кармана 5,3 м;
3) Ширина проезжей части – 3 полосы по 3,5 м;
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 5,4 м по нечетной стороне, 5,3 по четной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов предусматривается на ул. Пятницкой в районе дома 39/1.
От ул. Симановского до ул. 1 Мая
1) Двухстороннее движение транспорта;
2) Ширина проезжей части – 3 полосы по 3,5 м;
3) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
4) Ширина тротуаров от ул. Симановского до ул. Островского – 5,4 м по обеим сторонам улицы;
5) Ширина тротуаров – 4,7 по четной стороне, 4,5 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
ул. Свердлова
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 5,6 м по обеим сторонам улицы;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
ул. Симановского
От ул. Пятницкой до ул. Комсомольской
1) Двухстороннее движение транспорта;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 3,5 м;
3) Ширина тротуаров – 4,8 м по четной стороне, 5,8 м по нечетной стороне;
4) Организация велодорожек не предусматривается;
5) Сохранение остановочного пункта маршрутного транспорта;
6) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
От ул. Пятницкой до площади Сусанинской
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Ширина тротуаров – 6,1 м по четной стороне, 4,4 м по нечетной стороне;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов предусматривается в районе дома 22 по улиц Симановского
1 этап
площадь Сусанинская
1) Предусматривается сохранение существующей схемы движения с учетом реконструкции прилегающих улиц с сохранением существующих остановок общественного транспорта;
2) Исключение конечной остановки общественного транспорта на площади;
3) Структурирование движения транспорта и пешеходов по площади, организация специальной выделенной велодорожки с помощью разметки
1 этап
ул. Советская
1) Сохраняются существующие характеристики улицы, за исключением территории у Мучных рядов;
2) Организация велодорожек не предусматривается;
3) Предусматривается сохранение остановок маршрутного транспорта;
4) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
площадь Советская
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок у Масляных рядов;
2) Ширина проезжей части – 3,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Ширина тротуаров – 7 м по четной стороне;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
2 этап
Табачные ряды
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок со стороны площади Сусанинской;
2) Ширина проезжей части –7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Ширина тротуаров – 3,5 м со стороны Красных рядов, 5,2 м со стороны площади Советской;
5) Организация велодорожек не предусматривается;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов предусматривается со стороны Красных рядов, напротив Табачных рядов
2 этап
пр. Текстильщиков
1) Сохраняются существующие характеристики проспекта. По нечетной стороне предусматривается парковка транспортных средств под углом к проезжей части, параллельная парковка по четной стороне;
2) Организация велодорожек не предусматривается;
3) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
ул. Шагова
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по четной стороне;
2) Ширина проезжей части – 7 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 6 м по четной стороне, 4,7 м по нечетной стороне;
6) Организация велодорожек не предусматривается;
7) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
8) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается
1 этап
ул. Щемиловка
Развитие ул. Щемиловка целесообразно проводить совместно с воссозданием церкви Иоанна Предтечи на ул. Островского и строительства подпорных стенок. Планируемая ширина проезжей части – 5,5 м
2 этап
ул. Чайковского
От ул. Нижняя Дебря до ул. Советская
1) Двухстороннее движение транспорта с организацией парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 2 полосы по 4 м;
3) Ширина парковочного кармана – 4,5 м. Предусматривается парковка транспортных средств под углом к проезжей части;
4) Исключение газонов с устройством приствольных решеток для деревьев;
5) Ширина тротуаров – 5 м по четной стороне, 4,7 м по нечетной стороне;
6) Организация остановок маршрутного транспорта не предусматривается;
7) Организация парковок туристических автобусов не предусматривается.
От ул. Нижняя Дебря до ул. Лесная
1) Одностороннее движение транспорта с организацией парковок по нечетной стороне;
2) Ширина проезжей части – 4,5 м;
3) Ширина парковочного кармана – 2,5 м (3,5 м – для парковочных мест маломобильных граждан);
4) Ширина тротуаров – 3,5 м по четной стороне, 2,7 м по нечетной стороне;
5) Организация велодорожек шириной 2,5 м;
6) Сохраняется парковка туристических автобусов (в районе беседки им. А. Н. Островского)
1 этап
Примечания:
1. Описание улиц приводится в границах разработки Концепции;
2. Ширина тротуаров приводится в месте поперечного разреза профиля и может отличаться на протяжении улицы в зависимости от расположения прилегающих зданий и сооружений.
6. Благоустройство территории
Благоустройство исторической части Костромы не может рассматриваться только лишь как набор требований к выбору материалов покрытия, видам пород зеленых насаждений или элементам малых архитектурных форм, размещаемым на том или ином участке территории.
Современное понятие благоустройства предполагает соблюдение главных концептуальных положений, определяющих сущность того или иного места в пространстве города. В современном понимании благоустройство – это многосторонний подход к концептуальному планированию, рабочему проектированию (дизайну) и эксплуатации общественных пространств.
Развитие общественного пространства может начинаться с небольших мероприятий, реально выполнимых в короткие сроки, которые могут дать немедленный эффект для общественного пространства и людей, которые его используют.
Капитализация территории после ее обустройства достигается за счет повышения стоимости недвижимости, повышения у жителей города уверенности в себе и в своих силах, повышения потенциала развития территории.
Конкретные положения по благоустройству общественных пространств могут быть определены путем разработки проектов благоустройства на отдельные территории.
В представленной Концепции сформулированы основные общие положения, относящиеся к развитию, то есть к благоустройству центра города Костромы, которые в дальнейшем должны найти отражение в формировании образов отдельных локальных общественных пространств.
1. Сохранение идентичности и наследия Костромы
Исторический центр города – это лицо города, обладающее идентичностью, уникальностью среды и социокультурных функций, а главное – большим разнообразием типов поведения, видов общения и деятельности.
Радиальная структура улиц, исторические здания и пространства – все эти элементы сохраняются. Но это только часть представления о том, что такое исторический центр города.
В борьбе за «идентичность» центр может превратиться в музей, как бы законсервированный в своем развитии для туристического потребления. «Чем сильнее идентичность эксплуатируется, тем менее значимой она становится», сказал видный голландский архитектор и философ Рем Колхас. Во главу стола ставится тезис – возвращение к историческим корням (понятие «центральность») – возвращение к пониманию общественного пространства, где всегда происходила интеграция населения в единое сообщество.
2. Связность и проницаемость пространств и городской среды
Город – единство пространства во времени, его структура целостна, а городская среда формируется столетиями, где одни элементы перерастают в другие, и таким образом органично сосуществуют, вживаясь друг в друга. Здесь нет лишнего, ничего не берется извне, все рождается самим городом. Общение – связующий инструмент, с помощью которого происходит диалог культуры и города, это попытка воссоздания утраченных связей между прошлым, настоящим и будущим.
3. Исторический центр – общегородская рекреационная зона с развитием в сторону туристической привлекательности, не нарушая условий проживания местного населения
Развитие туристских функций связано с созданием инфраструктуры обслуживания туристов, включающей места проживания (гостиницы, апартаменты, квартиры для туристов), питания (рестораны, кафе, пункты быстрого питания), общественного обслуживания (торговля сувенирами, справочно-информационное обслуживание туристов, бытовые услуги, др.), места развлечений и проведения досуга (театры, киноконцертные залы и др.).
Необходимо направить политику управления муниципальным и государственным имуществом в сторону увеличения данных функций и уменьшения доли административных, деловых и управленческих объектов в историческом центре города. При этом жилые функции должны сохраняться. Регулирование использования объектов недвижимости обеспечивается правилами землепользования и застройки. Формирование механизмов управления имуществом должно происходить с учетом следующих требований:
1) Предъявление повышенных требований к архитектурно-художественной организации в культурно-туристических зонах. Это же относится к пространствам, предназначенным для проведения празднеств, народных гуляний, других массовых мероприятий.
2) Переформатирование транспортной сети с учетом проезда крупногабаритных туристских автобусов, организация транспортных обходов культурно-туристских зон, увеличение площади автостоянок, создания пешеходных зон в местах концентрации туристов.
4. Технология городской жизни и повышение индекса качества городской среды
Несоответствие существующих городских пространств и учреждений современным требованиям актуально для Костромы также, как и для многих других городов. Преобразование городского пространства в единую уравновешенную систему и его максимальное функциональное насыщение с целью получения более комфортной среды для жизни, проведения досуга и свободного общения, должно проводиться в соответствии с принятым дизайн-кодом территории. Городской интерьер и активные первые этажи, оформленные в соответствии с дизайн-кодом города, это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно-освоенного городского пространства.
5. Организация пешеходных и общественных пространств
Связующая структура всех существующих и планируемых зданий формируется за счет организации на улице распределительного центра в виде доступной открытой площади, кафе или небольшого амфитеатра, выполняющего функцию открытой сцены или пространства общения в повседневной жизни. Такой подход позволяет горожанину самостоятельно выбирать сценарии коммуникации: общение в кафе, на площади перед входом в здание, в сквере, на газоне, и т.д. Учитывая стесненность улиц, организовать такое место общения возможно за счет открытия городу первого этажа, объединяя пространство зданий и улицы и обустройства прилегающих территорий, за счет оптимизации проезжей части улиц и парковочных мест.
6. Комфортное пространство для пешеходов без запрета движения автомобилей
Такая возможность в Костроме есть – сеть улиц настолько часта, что интенсивность движения автомобилей в центре крайне мала и позволяет осуществить:
1) Снижение скорости движения автомобилей в центральной части города (на радиальных улицах до 40-20 км/час).
2) Развитие велоинфраструктуры – организация веломаршрутов, велопарковок, прокат и обслуживание велосипедов.
Центральная площадь – пространство для организованных городских событий, ярмарок, карнавалов и фестивалей. В обычные дни – комфортное пространство, выдержанное в концепции «место встречи». В зданиях, выходящих на площадь, должны размещаться наиболее посещаемые туристами объекты — музейные экспозиции, объекты торговли сувенирами, изделиями народных мастеров, пункты туристской информации, кафе, рестораны, места быстрого питания. В туристский сезон сеть стационарных объектов обслуживания дополняется временными – летними кафе, торговыми киосками, сценическими площадками.
7. Безопасность и комфорт
Безопасность и комфорт пространства достигается за счет:
1) защиты от криминала;
2) хорошей экология и санитарного состояния;
3) удовлетворительного технического и эстетического состояния зданий и сооружений, пешеходных и транспортных объектов;
4) освещения, навигации, информированности;
5) доступности для маломобильных групп населения.
8. Многофункциональность и всесезонность
Насыщение территории разнообразными сценариями и точками активности для всех групп населения с учетом всесезонности. Осуществление указанных процессов связано с функциональной программой, объединяющей наиболее распространенные специальные и универсальные функции: рекреационную, коммуникативную, познавательную, развивающую, развлекательную, спортивную и оздоровительную, эмоционально ориентированную.
9. Активация пространства
Точки активности не должны концентрироваться в одном месте, а должны быть рассредоточены по территории. Чем больше общественных пространств, тем более ценным становится город. Сегодня в большинстве городов мира отказываются от строительства новых общественных пространств, переосмысляя старые территории. При этом такая «перенастройка» места может никогда не заканчиваться. Одной из сложностей является сегодня то, что в городах зачастую существуют «мертвые» общественные пространства, где представлена символическая (физическая) форма общественного места, а требуемые функции и их правильная связь отсутствуют. Изменить существующее положение возможно средствами дизайна, вводя наполнение атрибутами, предусматривая сценографию ситуаций, режиссируя процессы деятельности и оборудуя их. Реализуя указанные мероприятия осуществляется наращивание социокультурного потенциала исторического центра через развитие ключевых общественных пространств.
10. Городские общественные пространства и средовая обстановка в них – как отражение общественной жизни
Хорошее общественное пространство невозможно просто измерить физическими характеристиками: это живое пространство, которое отвечает потребностям людей и в котором функциональность важнее формы. Развитие общественных пространств – трамплин, необходимый для оживления территории. Развитие общественных пространств в центральной части – инвестиционный потенциал города.
Общественные пространства играют огромную роль в жизни города и горожан. Именно эти зоны в первую очередь формируют городскую среду, ее привлекательность для людей и бизнеса.
Создав нормальные условия, горожане потянутся на улицу, что, с одной стороны, хорошо скажется на их здоровье (ходить пешком полезно), а с другой стороны, это обезопасит местность, так как лучшая защита – многолюдность. Также, большой поток людей – идеальные условия для бизнеса, так что инвестирование в пешеходную инфраструктуру – это не только социальные траты, но и хорошее вложение в экономику города.
Место, привлекательное для людей, притягивает бизнес. Более того, такие зоны приносят доход городу за счет проведения ярмарок или выставок. Капитализация территории после ее обустройства достигается за счет повышения стоимости недвижимости, повышения у жителей города уверенности в себе и в своих силах, повышения потенциала развития территории.
Описание мероприятий по благоустройству с предложением по последовательности реализации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Описание мероприятий по благоустройству с предложением по последовательности реализации
Наименование
Описание
Очередность
Набережная реки Волга
Набережная реки Волга в перспективе протянется от автопешеходного моста через реку Валга до автопешеходного моста через реку Кострома и далее к Свято-Троицкому Ипатьевскому мужскому монастырю. Связность территории набережной будет обеспечена благоустройством территории в районе причала для транзитных судов, предлагаемым новым пространством «Кулинарный сквер» на территории бывших технических сооружений МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и в перспективе продлением в сторону автопешеходного моста через реку Кострома.
Зоны набережной:
А) Зона маломерного речного флота – «Яхт-клуб».
Яхт-клуб с местами стоянки на воде, спуском к воде, речной парковкой, прокатом весельных лодок, летним кафе у воды и гостиницей.
Б) Парк современных искусств со спортивной зоной.
На сегодняшний день – это очень зеленый сквер с пышной растительностью, предназначенный для прогулок и тихого отдыха.
Предлагается дать импульс развития этому пространству, наполнив его новыми функциями и сценариями – создать рекреационное пространство «Парк современных искусств», что обусловлено близостью Костромского государственного университета. Основная аудитория – молодежь, студенты, спортсмены.
Здесь могут быть представлены ландшафтные инсталляции, объекты ленд-арта и коллекции произведений современного искусства. Новые фотозоны призваны привлекать посетителей. Предусматриваются следующие сценарии:
- выставка современного искусства;
- занятия спортом в т.ч. экстремальным;
- молодежные фестивали в т.ч. музыкальные;
- катания на коньках зимой (заливаются дорожки парка, подсвечиваются, работает прокат и звуковое сопровождение);
- образовательная функция (городская оранжерея).
Основной принцип – многофункциональность и максимальная трансформируемость.
Сценарии использования этого пространства могут быть разработаны с учетом сезонности. Летом – это место для семейного отдыха с площадками для детей, площадкой для занятий воркаутом, с лаунж-зоной, с дорожками для катания на роликах. Зимой пешеходные тротуары по периметру сквера могут стать ледовыми дорожками для катания на коньках.
Заново решается функциональное освещение аллей, декоративная подсветка газонов, цветников и деревьев. Для посетителей должны работать павильоны кафе и общественные туалеты.
В) Комплекс: Московская Застава (ул. 1 Мая, 5), территория бывшей площадки МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», новое пространство «Кулинарный сквер».
В настоящее время проводятся работы по воссозданию исторической застройки старой водопроводной станции вдоль улицы 1 Мая и новое использование объектов под общественно-культурные функции. Территория между реконструируемыми зданиями и р. Волгой трансформируется в пространство «Кулинарный сквер». Новое пространство создаст единый ансамбль с тремя реконструируемыми зданиями по ул. 1 Мая и существующими элементами набережной. Основной сценарий – круглогодичное проведение гастрономических праздников (ресторанный день, масленица, фестиваль пива, стрит-фуда и т.д.).
Г) Прогулочная зона набережной.
Основное назначение зоны набережной не меняется. Конструктивно на нижней набережной выделяется зона велодорожки.
Д) Зона в районе причала для транзитных судов.
Основная функция территории – провести гостей города от причала до посадки в туристические автобусы. Тут же планируются торговые павильоны с сувенирной продукцией, речные амфитеатры для наблюдения за рекой, которые могут использоваться как зрительские места во время проведения мероприятий на воде (салют, регата, кайтинг и т.д).
Е) Пляжная зона – центральный городской пляж.
Сохраняет свою функцию, подлежит современному качественному благоустройству. Предлагается организация площадки для пляжного волейбола, принятия солнечных ванн, устройства детских песочных городков, благоустроенного павильона с туалетами и душевыми, а также кабинки для переодевания
2, 3 этап
Ядро исторической части города
(площадь Сусанинская («сковородка») с памятником Ивана Сусанина, Сквер у памятника Юрию Долгорукому на пл. Советской
Мучные ряды, Красные ряды
Площадь Сусанинская, как основообразующий элемент раскрытия архитектурного ансамбля, не меняет своего значения и не подлежит конструктивной модернизации. Рекомендуется использовать в структуре покрытия площади симметричный классический рисунок, элементы благоустройства и малые формы в классическом стиле, соответствующем эпохе 18-19 веков. Площадь сохранит свою функцию места проведения городских мероприятий. Предлагается историческая реконструкция – установка памятника царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину.
Предлагается активация использования музея Пожарного депо и Пожарной каланчи. Важным объектом должна стать смотровая площадка в «каланче», в которую необходимо организовать допуск туристов.
В зимнее время года площадь традиционно является местом выставки ледовых скульптур, световых инсталляций, главной городской елки и ледового катка, что необходимо сохранять и развивать.
Предлагается устройство выделенных велодорожек, ликвидация парковки маршрутного транспорта с площади.
Сквер у памятника Юрию Долгорукому на пл. Советской. На перспективу предлагается демонтаж диссонирующего объекта – торгового павильона.
В сквере в районе памятника Ивана Сусанина вдоль боковых аллей по наружному периметру (вместо ряда парковочных мест предлагается выделить место для установки временных (на период ярмарок) торговых павильонов-модулей, исполненных в едином стиле) для организации ярмарок мастеров-ремесленников.
Центральный рынок (Мучные ряды ) предлагается освободить от некапитальных торговых павильонов внутри рядов и построить современный павильон с оборудованными торговыми местами, фудкортами, площадкой для концертов и мастер-классов, при этом внутренний фасад рядов освобождается от пристроев и реставрируется.
Парковки по периметру торговых рядов упорядочиваются (убираются машино-места с углов, мест пешеходных переходов, периметра сквера).
Сезонная ярмарка на ул. Островского перемещается внутрь нового павильона, но ее месте организовывается парковка, компенсирующая уменьшение парковочных мест.
В Красных рядах предусматривается размещение магазинов производителей костромских промышленных товаров: ювелирные изделия, изделия из льна, магазины костромских сувениров, туристско-информационный центр
2 этап
Масляные ряды
Преобразование внутреннего дворового пространства зданий, расположенных вдоль Масляных рядов, в новое общественное пространство – «Литературный двор». При условии переезда Военного комиссариата Костромской области предлагается преобразование задних дворовых территорий за Масляными рядами, расположенными вдоль южной стороны площади Советской, в обустроенное рекреационное пространство.
На задние фасады выносятся уличные кафе, устраивается павильон для литературного кафе, площадка для буккросинга, летний кинотеатр, площадка для любителей шахмат, уличный лекторий.
За зданием Табачных рядов сохраняется автомобильная парковка, с возможностью использовать ее как площадку для городских мероприятий в праздничные дни.
В районе дома 2а по ул. Чайковского предусматривается сохранение общественного туалета
3 этап
пл. Советская с фонтаном и Центральный городской парк
Развитие площади Советской в районе фонтана - основное
связано с повышением связности территории сквера и Масляных рядов. Для этого сужается проезд между сквером и рядами, организуются парковочные карманы, с разрывами в местах пешеходных связей. Рекомендуется ограничение скорости на участке до 20 км/ч.
В северной части Центрального парка (между «Литературным двором» и прогулочной зоной Центрального парка) в настоящее время находится зона аттракционов, которая морально устарела и предлагается к переустройству.
Детский парк разделяется на 3 тематические зоны:
- зона спокойного отдыха с киоском (мороженое/сладости/напитки) и лавочками;
- зона детских игр с игровым комплексом «Старая Крепость», каруселями и детской площадкой для детей младшего возраста, и реконструируемым аттракционом «Паровозик»;
- зона игр подростков с веревочным парком, спортивной площадкой и стенкой для скалолазания.
В зимнее время детская площадка трансформируется для зимних игр (катание с горок, взятие снежной крепости, снежки, конкурс снеговиков и т.д.).
Центральная (прогулочная часть) Центрального парка получает новый импульс развития в связи с воссозданием храмового комплекса Костромского кремля и развитием культурно-выставочного комплекса «Музейное подворье».
На сегодняшний день Центральный парк прежде всего интересен как памятник садово-паркового искусства XIX-XX столетия (в парке сохраняются древесные насаждения трех основных возрастных групп: более 120 лет; 85-95 лет; 60 и менее), располагающий монументально-архитектурными особенностями – это памятник
В.И. Ленину с необычным постаментом. Также на территории парка имеется смотровая площадка, откуда можно насладиться потрясающим видом на реку Волгу.
В пешеходной части парка в зимнее время года возможно благоустраивать территорию за счет освещения (деревья, подвесы и перетяжки, фигуры и инсталляции). Парк - прекрасное место для проведения разовых и ежегодных городских мероприятий, а также эпизодических (в выходные и праздничные дни) выступлений духового оркестра. Планировочно структура центрального парка не подлежит преобразованию (является предметом охраны).
Сценарное наполнение будет неразрывно связано с воссоздаваемым храмовым комплексом Костромского Кремля.
Предусматривается организация пешеходных связей (лестниц) для интеграции с комплексом «Музейные подворье», по южной границе прогулочной зоны планируется устройство велодорожки.
Предусматриваются мероприятия по благоустройству (смена покрытий, замена МАФов, устройство велодорожки)
2 этап
Южная часть Центрального городского парка с валом по улице Чайковского (сквер Виктора Бочкова, беседка им. А. Н. Островского)
Южная часть Центрального городского парка с валом по улице Чайковского (сквер Виктора Бочкова, беседка им. А. Н. Островского) – зона проведения тематических мероприятий и общения групп людей по интересам: занятия физкультурой, йогой, гимнастикой, творческие встречи, литературные чтения, концерты, лектории. Предусматривается устройство амфитеатра интегрированного в склон откоса Кремля (без изменения рельефа), тематические скамейки, подиумы, фотозоны. Сохраняются и поддерживаются сложившиеся функции территории как места пикников и места посещения молодоженами. Дополнительное пространство проведения городских мероприятий
2 этап
Культурно-выставочный комплекс «Музейное подворье» на ул. Молочная гора и территория МУП г. Костромы «Костромагорводоканал»
Культурно-выставочный комплекс «Музейное подворье» в настоящее время продолжает реконструироваться, но многие объекты уже работают и основной перечень мероприятий по нему уже относится к организационным мероприятиям по наполнению зданий. Активированию пространства будет способствовать прохождение по его территории пешеходного транзита Музей археологии на ул. Щемиловка – Пряничные ряды - новая лестница – Центральный парк.
Открытая площадка внутри территории может использоваться для организации мероприятий. Внутри комплекса выделяется территория для парковки туристических автобусов.
Возможная программа развития «Музейного Подворья» (по согласованию с ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»):
- выставочно-торговый комплекс ювелирных изделий (его можно позиционировать как Красный ряд), с представлением продукции ювелиров Костромской области, лавка церковных изделий, тематические ювелирные товары;
- торговля сувенирной продукцией местных производителей, выполненных в установленном стандарте (местные материалы, тематика, историчность и т.д.);
- точки общественного питания с возможностью установки открытого кафе в летний период (советский стиль – «чебуречная», исторический формат – «чайная», современный – фуд-маркет);
- музейно-выставочные павильоны (кроме существующего музея «Костромская старина», минимум один музей с постоянно действующей композицией, одна выставочная зона для сменных выставок);
- место для ремесленной деятельности и современных художественных направлений (возможность покупки изделия, осмотра этапов работы мастер-классов по конкретным дням);
- игровые-анимационные зоны в историко-культурной тематике (уличная зона для традиционных народных игр, закрытые зоны в формате квестов, интерактивных музеев);
- «уличный торговый ряд – толкучка» – стилизованный под 19 век торговый ряд с продуктами местного производства, лесными дарами (мед, грибы, ягоды, рыба копченная и т.п.);
- выставочно-торговый комплекс льняных изделий («льняной ряд»);
- зона уличных открытых выставок, концертов, мероприятий (площадка у церкви);
- по выходным дням и праздникам – историческая реконструкция «Костромская публика» (приезжие крестьяне, «слоняющиеся» мещане, приказчики, купцы-прасолы, зимогоры и т.д.).
Как перспективное мероприятие Концепцией предлагается реорганизация МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и автодрома в целях соединения «Музейное подворье» с набережной и воссоздания исторической связи здание Администрации города Костромы – Церковь Спаса Нерукотворного – «Музейное подворье» – набережная реки Волга
2, 3 этап
Сквер на ул. Комсомольской ( с бюстом маршалу авиации
А.А. Новикову)
Сквер функционально поделен на три части:
- мемориальная зона – часть, где установлен бюст маршалу авиации А. А. Новикову, завершается гранитным парапетом с описанием жизни и службы Александра Александровича;
- центральная часть – прогулочная зона сохраняет планировку пешеходных дорожек, вдоль которых предлагается установить дополнительно садовые скамейки, на центральной площадке размещается ротонда в классическом стиле;
- восточная часть – размещена небольшая площадка для воркаута для жителей прилегающих районов
2 этап
Парк в районе домов 7 и 9 по проспекту Мира (в районе Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского)
Цель – создание пространства с театральной тематикой.
После реконструкции и обновления должен стать одним из самых живописных и посещаемых скверов города. Рекомендуется к благоустройству в первоочередном порядке.
Сценарии использования пространства обусловлены расположением сквера рядом с Костромским государственным драматическим театром им. А.Н. Островского и Костромским областным колледжем культуры. Место станет площадкой для выступлений творческих коллективов, уличных театров, музыкантов и художников. Подходит также и для проведения фестивалей в зимнее время года.
1 этап
Территория по улице Советской, 21а (парк «Эрмитаж»)
Парк «Эрмитаж» в настоящее время – частная закрытая территория, где планируется гостиница и ресторан. Предлагается активировать территорию, включив ее в систему городских общественных пространств. Территория предполагает смешанную транзитно-рекреационную функцию (элемент планируемой пешеходной «хорды»). На территории у здания гостиницы есть зеленый партер, который может использоваться как зона тематических выставок-вернисажей «На газоне под липами». Напротив, ресторана организуется небольшой амфитеатр с площадкой. Днем – это место посиделок, бесед, отдыха с маленькими детьми, а вечером можно устраивать ретро-танцы, песенные вечера.
У северного фасада существующего ресторана на террасах организуется лаунж-зона, а перед главным фасадом ресторана – летнее кафе
3 этап
Сквер Марьинский» (с прудом на пересечении ул. Шагова и ул. Долматова)
Для жителей города сквер Марьинский с прудом – место для проведения досуга и семейного отдыха с детьми.
Территория вокруг пруда в настоящее время благоустроена – выполнено мощение тротуара плиткой, организованы площадки для отдыха с выходом к воде и кормления уток, установлены скамейки.
Активация использования пруда, проведение плановых мероприятий по обновлению малых архитектурных форм. Сохранение использования в зимнее время как ледового катка.
1 этап
Развитие территории по ул. Островского, у Мучных рядов, от
пр. Текстильщиков до ул. Островского (детская площадка в районе дома № 2 по ул. Островского)
Рядом с существующим Костромским областным театром кукол (ул. Островского, дом 5) строится выставочный центр (ул. Островского, дом 7). Концепцией предусматривается строительство (воссоздание) церкви Иоанна Предтечи (между Островского дома № 1 и 3). В нижнем ярусе церкви, встроенном в рельеф, рассматривается возможность организации Музея Археологии (по согласованию с Костромской митрополией Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Детская площадка у Мучных рядов (в районе дома 2 по ул. Островского) используется для отдыха семей с детьми – там установлены детские площадки и плескательный бассейн.
Для улучшения связности территорий детская площадка с плескательным бассейном– планируемый выставочный центр – театр кукол предлагается организовать приподнятый на уровень тротуара пешеходный переход через улицу Островского.
Предусматривается реконструкция детской площадки с бассейном. Основная идея реконструируемой территории – персонажи спектаклей сошли со сцены театра кукол и выбежали на бульвар. Зонированием четко выделяются две детские зоны, транзитные функции выносятся на периметр детской площадки.
Описание детских площадок:
1) «Сказочная деревенька» с киоском для мороженного (в виде избушки), деревенского пруда (реконструируемый плескательный бассейн) и игрового комплекса в виде домиков со сказочными жителями.
2) «Волшебный лес» с площадкой-буреломом, грибной поляной, и домиком Бабы-Яги.
Для удобства использования активных фасадов ул. Островского, 2 и пр. Текстильщиков, 1, предлагается устройство пандуса-галереи вдоль всего фасада домов.
Лестница, соединяющую ул. Островского с ул. Щемиловка, также предусматривается к реконструкции, в связи с ее активным использованием учащимися Костромского государственного университета (как часть главного маршрута от ВУЗа к остановкам общественного транспорта)
2, 3 этап
7. Зоны редевелопмента
Концепцией предлагается изменение использования ряда территорий, назначение которых несвойственно для исторического центра города. Реализация данных мероприятий возможна после решения имущественно-правовых вопросов в порядке, установленном действующим законодательством.
Перечень и описание территорий приведено в таблице 3.
Таблица 3
Описание зон редевелопмента
Наименование
Описание мероприятия
Очередность
ООО «КЛВЗ», ул. Ленина, 14
Зона преобразования (редевелопмента) промышленной территории Костромского ликероводочного завода в туристический комплекс с сохранением исторического облика существующей застройки: гостиницы, рестораны, лофт-пространства с различным функциональным наполнением. Необходимость мероприятия вызвана также наличием у предприятия санитарно-защитной зоны, в которую попадает жилая застройка
3 этап
Вещевой рынок по
ул. Чайковского,
9 с кадастровым номером 44:27:040110:36
В настоящее время разрабатывается проектное решение (с последующим согласованием с уполномоченными органами) по строительству культурно-туристического центра (КТЦ), включающего известные культурные и туристические бренды, музей с коллекцией местных промыслов, ремесел традиционной народной культуры.
КТЦ будет являться перспективным социально-экономическим объектом города, генератором увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса и повысит туристическую привлекательность города.
На подъездах к КТЦ планируется предусмотреть открытый и подземный паркинги
3 этап
Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области (ул. Свердлова, 23), Костромской областной психоневрологический диспансер (ул. Свердлова, 19) территория гаражей МВД
Предлагаются к редевелопменту, как объекты несвойственного для исторического центра функционального назначения.
Предложения предлагаются к рассмотрению на стадии актуализации генерального плана города, с выбором альтернативных площадок для данных объектов
3 этап
Территория МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», ул. 1 Мая, 2а
Реорганизация МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и автодрома в целях соединения культурно-выставочного комплекса «Музейное Подворье» с набережной и воссоздание исторической связи: здание Администрации города Костромы – Церковь Спаса Нерукотворного – «Музейное подворье» – Набережная реки Волги
3 этап (после изменения схемы водоснабжения города с переносом технических сооружений)
8. Функциональное зонирование
Функциональное зонирование территории в границах разработки Концепции выполнено с учетом положений Генерального плана города Костромы (утвержденного решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года № 212, в действующей редакции внесения изменений в Генеральный план города Костромы, утвержденной решение Думы города Костромы от 18 декабря 2014 года №247).
Концепцией предусматривается следующий перечень функциональных зон:
· зона локализации объектов религиозного назначения – 6,7 га
· зона концентрации закрытых мультифункциональных общественных пространств (театров, музеев, выставочных и концертных залов, кинозалов, клубов, торговых комплексов) и объектов туристического показа – 17,0 га
· зона смешанного назначения с концентрацией объектов коммерческой активности (с сохранением жилых функций и размещением объектов обслуживания в первых этажах) – 35,3
· зона открытых общественных пространств (набережная, пешеходная хорда, городские скверы и парки, пешеходные улицы, бульвары, площади) – 30,0 га
· зона размещения объектов образования – 5,2 га
· зона размещения объектов здравоохранения – 1,7 га
· зона размещения объектов государственного управления и объектов административного назначения -2,1 га
· комплексное развитие территорий исторического центра г. Костромы на основе принципов редевелопмента (перепрофилирования) для формирования экскурсионно-туристической инфраструктуры – 5,4 га
Границы функциональных зон приведены на карте 1 «Карта планировочной структуры территорий городского округа с отображением границ элементов планировочной структуры и функциональных зон»
9.Технико-экономические показатели по проекту концепции
Ключевые технико-экономические показатели по проекту концепции представлены в таблице 4.
Таблица 4
Технико-экономические показатели
1
ТЕРРИТОРИЯ
Площадь территории разработки Концепции, всего
га
116
в том числе:
1.1
Набережная реки Волга
га
14,3
в том числе зоны набережной:
1.1.1
Зона маломерного речного флота – «Яхт-клуб»
га
1,3
1.1.2
Парк современных искусств со спортивной зоной
га
2,9
1.1.3
Комплекс: Московская Застава (ул. 1 Мая, 5), территория бывшей площадки МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», новое пространство «Кулинарный сквер»
га
2,4
1.1.4
Прогулочная зона набережной
га
3,0
1.1.5
Зона в районе причала для транзитных судов
га
2,6
1.1.6
Пляжная зона – центральный городской пляж
га
2,1
1.2
Ядро исторической части Костромы
-
-
в том числе:
1.2.1
площадь Сусанинская («сковородка»)
га
2,1
1.2.2
памятник Ивана Сусанина
га
1,1
1.2.3
Мучные ряды
га
2,8
1.2.4
Красные ряды
га
2,4
1.2.5
Ботниковский сквер
га
0,2
1.2.6
площадь Советская (с фонтаном)
га
0,6
1.2.7
сквер у памятника Юрию Долгорукому на пл. Советской
га
0,3
1.3
Внутреннее дворовое пространство Масляных рядов
га
0,9
1.4
Центральный городской парк (без территории храмового комплекса Костромского кремля)
га
5,6
в том числе:
1.4.1
Детская площадка
га
0,8
1.4.2
Центральная (прогулочная часть) Центрального городского парка
га
2,3
1.4.3
Южная часть Центрального парка с валом по улице Чайковского (сквер Виктора Бочкова, беседка им. А. Н. Островского)
га
2,5
1.5
Культурно-выставочный комплекс «Музейное подворье»
га
2,0
1.6
Детская площадка в районе дома № 2 по ул. Островского
га
0,7
1.7
Сквер Марьинский (с прудом на пересечении ул. Шагова и ул. Долматова)
га
0,5
1.8
Парк в районе домов 7 и 9 по просп. Мира
(в районе Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского)
га
1,1
1.9
Сквер на ул. Комсомольской (с бюстом маршалу авиации А.А. Новикову)
га
0,6
1.10
Территория по улице Советской, 21а (Парк «Эрмитаж»)
га
0,9
2
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
2.1
Протяженность планируемых велодорожек (в границах разработки Проекта)
м
6100
2.2
Количество парковочных мест в границах разработки проекта (на территориях общего пользования)
м-мест
1500
2.3
Количество парковочных мест для туристических автобусов
м-мест
30
Источник информации: Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы
Последние новости
Леонид Слуцкий: 28 законопроектов с участием депутатов ЛДПР приняты Госдумой в осеннюю сессию
В осеннюю сессию ЛДПР внесла в Государственную Думу 74 законопроекта: 39 из них разрабатывались непосредственно либерал-демократами, 35 - были подготовлены в соавторстве с депутатами других фракций.
Руслан Фёдоров предложил костромским предприятиям сделать 28 декабря коротким рабочим днём
Последняя рабочая неделя в 2024 году из-за переносов получилась долгой - шестидневной.
В Костромском регионе зафиксирован первый в этом сезоне случай гриппа
По данным регионального управления Ропотребнадзора – он завозной. Сейчас штамм вируса лабораторно подтвержден – это Н3N1, в простонародье свиной грипп.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований