Загадка иконы из собрания Костромского музея-заповедника
В Костромском музее-заповеднике завершается реставрационная практика студентов Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова.
В Костромском музее-заповеднике завершается реставрационная практика студентов Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Молодым специалистам под руководством опытных наставников удалось совершить настоящее открытие.
Одна предоставленных студентам икон была полностью скрыта от глаз: вся поверхность находилась под плотным, непроницаемым слоем старых реставрационных заклеек. Их роль играли листы писчей бумаги. Что скрывалось под заклейками, к какому веку относится икона и что на ней изображено, было неизвестно. По документам, это предмет из старых поступлений, из музейных экспедиций 1970-1980-х годов. Реставрационный совет музея принял решение снять заклейку, доверив эту работу представителям МГАХИ им. В. И. Сурикова.
В силу объёма и сложности работ над иконой трудились три человека: студент 3 курса Кирилл Кормилицин, старший преподаватель Александр Неретин и руководитель мастерской реставрации живописи МГАХИ им. В. И. Сурикова Александр Козьмин.
Александр Козьмин: «Видимо, когда-то условия хранения иконы были неподобающими: красочный слой утратил связь с грунтом. Поэтому работали осторожно, чтобы при удалении заклеек не пострадало изображение. Бумагу снимали поэтапно, одновременно укрепляя красочный слой и грунт. К счастью, икона была заклеена щадяще, без агрессивного клея».
В итоге открылось изображение: Николай Чудотворец. Святой изображен в полный рост, в левой руке Евангелие. В верхней части иконы — изображения Иисуса Христа и Богоматери.
Кирилл Кормилицин: «В нижней части иконы есть добавочные сюжеты. Видимо, сцены из жизни святого. Но пока они непонятны. Живопись сейчас под тёмным слоем олифы, есть многочисленные утраты красочного слоя с грунтом. Кроме того, под заклейкой открылись ожоги – видимо, от свечей или лампад».
Александр Неретин : «Состояние иконы достаточно хорошее. Живопись довольно высокого художественного уровня. Художник работал качественными красками и творёным серебром».
Предположительно, икона относится к концу XVIII - началу XIX века. Её изучение и реставрация продолжится в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Вместе с иконой Святого Николая Чудотворца на дальнейшую реставрацию в Москву отправится икона «Огненное восхождение Ильи Пророка» (XVIII век).
Заведующий отделом реставрации Костромского музея-заповедника Антонина Шувалова: «В этом году студенты Московского института имени Сурикова приехали к нам на практику впервые. Мы очень рады и надеемся, что это только начало. Мы постоянно развиваем и укрепляем сотрудничество с вузами: этим летом студенты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова проходили реставрационную практику в Костромском музее-заповеднике уже в 11-й раз».
Другие музейные предметы, над которыми работали студенты, останутся в Костроме. И некоторые из них очень скоро можно будет увидеть в Костромском музее-заповеднике. Так, царские врата, поступившие из Никольской церкви с. Ширь Парфеньевского района, будут экспонироваться на выставке «Икона на рези» в Романовском музее (Кострома, просп. Мира, 5).
На реставрацию в РАЖВиЗ Ильи Глазунова направлено более 50, полностью отреставрировано 23 предмета из фондов Костромского музея-заповедника, в МГАХИ им. В. И. Сурикова — 9, полностью отреставрировано 2. И сотрудничество расширяется: преподаватели вузов совместно с реставраторами музея отобрали ещё около трёх десятков картин и икон для последующей реставрации.
Фотогалерея
Последние новости
Костромские коммунисты поздравили женщин с Днём матери
Товарищи дарили цветы и выражали добрые пожелания жительницам города.
Заседание Бюро КПРФ в Костроме: итоги и планы
Обсуждены результаты выборов и подготовка к конференции.
Безопасность на дорогах Костромы под вопросом
ЛДПР проводит рейды для оценки ситуации с освещением пешеходных переходов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований