Украденное детство
войне обычно рассказывают ветераны, те, кто прошёл дорогами войны с оружием в руках, участвовал в сражениях на фронте.
войне обычно рассказывают ветераны, те, кто прошёл дорогами войны с оружием в руках, участвовал в сражениях на фронте. С каждым годом всё меньше остается живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас их каждое воспоминание. Сегодня многие ветераны войны — это и есть те самые ребята, которые пережили бомбёжки, голод и страх, со слезами на глазах они вспоминают своё военное детство. Несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из их памяти, тот страшный период они запомнили на всю жизнь и вряд ли когда-нибудь забудут. Для всех, переживших войну, она разная: вдова, не дождавшаяся мужа с фронта, расскажет вам свою историю, у солдата, потерявшего в жестоком бою товарища и дошедшего до Берлина, — другая война. Дети войны могут рассказать нам свою правду, какой они её знают и помнят.
Сегодняшняя встреча с Борисом Январьевичем Крутиковым — это встреча с историей нашей Родины, родного края. Девятнадцатого июня Борису Январьевичу исполнилось 85 лет. В преддверии юбилея мы встретились с ним и попросили поделиться воспоминаниями о трудовом детстве в годы Великой Отечественной войны.
семье Января Григорьевича и Евдокии Кузьминичны Крутиковых, проживающих в начале 30-х годов в деревне Слободское Никольского сельского совета, Борис был четвертым, последним, ребенком. О том, как жилось мальчонке под присмотром старшего брата и сестер, Борис Январьевич вспоминает с улыбкой: «Что бы в доме ни случилось, все «шишки» на меня, во всём Борька виноват! Но все равно воспоминания о детстве самые счастливые, самые лучшие, несмотря на то, что работать приходилось с малых лет, ведь рядом были самые родные люди — мама с папой».
Страшное известие о том, что немецкие войска напали на Советский Союз, он, как и многие другие жители родной деревни, узнал поздно вечером, когда с родителями и сестрой вернулись с работы. В ту пору скотина на выпасе гуляла только в лесу, травостой на лугах заготавливали на зиму. Чтобы домашний скот свободно мог пастись, лес от сучьев убирался начисто, под грабли. «Отработав до вечера, перекинув орудие труда через плечо, уставшие идем в деревню, — рассказывает наш собеседник, — а там на всю округу рявкоток стоит. Разобрать что-либо из общего плача было трудно, но явно слышалось слово «война».
Тогда люди еще плохо представляли, чем это страшное слово для всех обернётся. Деревни словно осиротели, мужское население ушло воевать с немцем. В семье Крутиковых отец на фронт не ушёл, все лесоучастки Никольского сельского совета в его подчинении были. Но для всех детей советской земли в это лето детство закончилось.
«Помню, в детстве думал, — рассказывает Борис Январьевич, — неужели наступит такое время, когда я вдоволь хлеба наемся, что даже не захочется. Чувство голода присутствовало всегда. Сидишь, бывало, на уроке, задумаешься над тем, где же мамка хлеб спрятала? Может, в чулане за крынками поискать? Так все уроки с этой мыслью и просидишь, не до учебы было. Пять классов закончил и бросил, пошёл работать, там хоть кормили и продукты давали.
Жили по главному принципу: «Все для фронта, всё для Победы». Лошадей, как солдат, тоже отправили воевать, в конюшни поставили быков, на них все тяжелые работы выполняли. Идет война, а мы, десятилетние пацаны, между Сорвиным и Николой ведем разрубку леса, пеньки корчуем, землю пашем. Настрогаем из палок сабель подлинней да поострей, сядем на быка, схватим его за рога и, как кавалеристы, «шашки наголо!». На обед рабочих созывал удар в рельсу, мы с ребятами заиграемся, иной раз его и не услышим, что нам было в ту пору — совсем дети еще. А вот быки-работяги приглашение на обед никогда не пропустят, тут же поворачивают вместе с бороной ближе к дому. Спуску нам не давали, не смотрели, что мы еще дети: по сажени дров напилить для нужд школы — это тоже наша забота, все летние месяцы работали на подмоге у взрослых. В наши обязанности входило вручную натаскать из колодца-журавля воды, чтобы напоить быков. Тащу ведро по земле, еле волочу, а бык отпустит свою рогатую голову в него и на разок выпьет. Это сейчас за ручку детей долго водят, лет до двадцати. Разве теперь мать доверит ребенку топор? А нам все доверяли. Уверены были, что серьёзную, взрослую работу выполнить сможем.
Очень длинной нам, детям войны, показалась дорога к Победе. Счастье наступило, когда солдаты начали с фронта возвращаться. Весть о том, что солдат живой вернулся, облетала деревню молниеносно. Это был настоящий праздник. Но не всем в руки букеты вручили — много межаков на полях сражений свои головы сложили. За тех, кто не вернулся, приходилось работать нам, подросткам».
Нужны были кадры. А где их взять? С войны много мужчин не вернулось. В поселке Первомайском (тогдашнем Марьинском) было образовано СХТ. Техника есть, а работать некому. Председатель колхоза договорился с руководителем МТС, чтобы Бориса Январьевича на учёбу взяли. Мальчишке еще и шестнадцати не было, а он на колёсном тракторе поля в колхозе пахал.
лужба в армии тоже вспоминается как яркое событие в жизни. Служить пришлось в Берлине в Центральной комендатуре. Служба выпала на год смерти Сталина. Что происходило в то время в немецкой столице, Борис Январьевич вспоминает с ужасом: «Очень страшно было, не зажили раны прошедшей войны, а назревает новый конфликт. Старшие офицеры давали мудрые советы: не поддаваться провокациям со стороны немецкого населения и американских солдат, которые почему-то очень хотели, чтобы завязалась новая война». Несмотря на то, что Борис Январьевич закончил всего 5 классов, он быстро выучил немецкий язык, из разговорной речи понимал, что не все немцы одобряли фашизм, но советские солдаты спали в казармах все равно с оружием в обнимку.
Вернувшись из армии, Крутиков сразу пошёл работать трактористом в МТС. О женитьбе как-то не задумывался. Семья еще до войны переехала в Николу, в то время молодой парень жил с родителями. У всех друзей на свадьбах погулял, ребята уже «бобылем» в шутку начали друга называть, что делать — пришлось жениться. За женой далеко не ходил — полтора километра через лог в соседнюю деревню Кропачиху. Как поженились, так всю жизнь вместе с Ниной Николаевной и прожили, детей родили. В начале шестидесятых семья переехала в Георгиевское. Рабочие руки требовались везде, жаль, что война помешала получить образование.
«Восьмилетку заканчивал в вечерней школе. Нас, таких балбесов, много было: Арсён Наволоцкий, Виталий Левашов, Петр Смирнов, Иван Туров — вот мои школьные товарищи, — с улыбкой продолжает рассказ Борис Январьевич. — А как нас еще можно было назвать — мужики уже, у всех семьи, дети, а мы в школе задачки решаем. Отняла проклятая война детство наше, а мы хотели, ох как хотели, наверстать упущенное».
Аттестат об образовании на руках, в Кирове выучился на экскаваторщика. К тому времени в районе создается дорожное объединение. Бориса зовут на должность механика, но опять же знаний не хватает. В Кологриве идет набор на обучение по специальности «Дорожное строительство», молодой мужчина отдает документы в Костромской автодорожный техникум, сдает все экзамены на «отлично» и зачисляется на учёбу. Учился студент хорошо, даже однокурсникам помогал. Проблем с точными науками не было, а знание математики — это главное в работе при расчетах. «На защите диплома представитель из Московского автодорожного института присутствовал, предложил мне и парню из Шарьи учиться в столице. Но я решил на этом с учёбой заканчивать, годы уже не те, и не поехал, — продолжает свой рассказ Борис Январьевич. — Защитил диплом, вернулся после учебы в родное село, решил немного отдохнуть. Но расслабиться не дали, вызвали к секретарю райкома, а тот с порога, мол, хватит бездельничать, подписан документ на утверждение тебя в должности начальника дорожного участка. Вот так и проработал более двадцати лет в дорожной отрасли. С отцом нынешнего губернатора Костромской области Константином Петровичем Ситниковым доводилось по работе встречаться. Он главным механиком в «Автодоре» работал. Деловой мужик, подскажет, поможет. Строительство Никольского моста велось под моим руководством. Столько лет прошло, а он как новенький. А вы говорите новые технологии! Раньше руками делали на совесть, сейчас техника так не сможет».
сегодняшней жизни наш собеседник говорит так: «Телевизор не смотрю. Интересуюсь только погодой, потому что в каждой передаче главной темой является политика и вооруженные конфликты, происходящие в мире. Те, кто затевают разрушить мир на планете, даже не представляют последствия войны. Как бы ни думали о России наши недруги, русский народ никогда не пойдет на поводу у стран, жаждущих «пуститься в драку». Мы ценой миллионов человеческих жизней заплатили за мир и не допустим, чтобы у детей вновь украли детство».
Последние новости
Руслан Фёдоров: идея ЛДПР о вывесках и надписях только на русском языке наконец воплотится в жизнь
Стало известно, что Госдума в приоритетном порядке рассмотрит законопроект о защите русского языка и об ограничении использования иностранных слов.
Школьники из Солигаличского округа поблагодарили депутата ЛДПР за подарки
Представители ЛДПР делают добрые дела без перерыва на праздники и выходные.
В Костроме партиец поздравила с Новым годом семью участника спецоперации
Новогодние праздники продолжаются. Не завершились и поздравления от ЛДПР.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения