Суд отказал в удовлетворении административного иска о признании отказа в согласовании проведения митинга незаконным
Житель г. Нерехты обратился в суд с административным иском к главе администрации городского поселения город Нерехта, администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, в котором просил:
Житель г. Нерехты обратился в суд с административным иском к главе администрации городского поселения город Нерехта, администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, в котором просил:
-признать отказ в согласовании проведения митинга 01.07.2023 года с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. на площади 30-летия Победы в г.Нерехта Костромской области, выраженный в письме администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 23.06.2023г. №2278, не соответствующим Федеральному закону от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ), и нарушающим права административного истца на свободу мирных собраний;
-обязать администрацию муниципального образования городское поселение город Нерехта согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 01.07.2023г. с 13 час. 00 мин. до 15 часов 00 мин. на площади 30-летия Победы в г.Нерехта Костромской области.
В обоснование требований указано, что 20.06.2023 года административным истцом совместно с гражданкой «И» было подано в администрацию МО ГП г.Нерехта уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 01.07.2023г. с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. на площади 30-летия Победы в г.Нерехта Костромской области, целью которого являлось выражение протеста жителей г.Нерехты, Нерехтского района и близлежащих районов против эксплуатации свалки «Каменка». По результатам рассмотрения которого письмом за подписью главы администрации МО ГП г.Нерехта от 23.06.2023г. №2278, в согласовании проведения митинга отказано в связи с тем, что уведомление было подано только одним организатором (административным истцом), в то время как в нем указаны и иные организаторы публичного мероприятия, не присутствовавшие при его подаче лично, при этом данные лица должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Данный отказ, по мнению административного истца, является необоснованным и незаконным, так как указанное в нем основание (личное отсутствие второго организатора при подаче уведомления и документа, удостоверяющего личность организаторов) не предусмотрено ни Федеральным законом от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ни Законом Костромской области от 28.12.2012г. №319-5-ЗКО «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Костромской области» (далее – Закон КО от 28.12.2012г. №319-5-ЗКО). По мнению административного истца, данное решение нарушает гарантированное Конституцией РФ, Конвенцией о защите прав человека и свобод право собираться мирно, проводить митинги и требует судебной защиты.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
В судебном заседании представитель административных ответчиков (главы администрации городского поселения город Нерехта, администрации МОГП г.Нерехта) - против удовлетворения требований административного истца возражал в силу следующего. Письмом от 23.06.2023г. № 2278 за подписью главы городского поселения г.Нерехта, направленным только в адрес гражданина, обратившегося в администрацию с уведомлением о намерении проведении митинга, было указано на несоблюдение порядка подачи уведомления, выразившееся в не подтверждение личности организаторов планируемого митинга, что не позволило при отсутствии второго организатора проверить этих лиц на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым федеральным законодательством, в частности по возрасту, гражданству. Данное письмо не является отказом органа местного самоуправления в согласовании проведения митинга 01.07.2023 года, а лишь указывает на несоблюдение установленной законом процедуры подачи соответствующего уведомления. В случае устранения этих недостатков, административными ответчиками вопрос о согласовании был бы рассмотрен по существу. Решения в порядке, установленном Федеральным законом №54, как об отказе, так и в согласовании не принято. В связи с чем, считал, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, так как решение об отказе в согласовании не принималось.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, 20.06.2023 года административный истец лично подал в администрацию МО ГП г.Нерехта уведомление о намерении проведения 01.07.2023 года в соответствии с положениями Федерального закона №54-ФЗ публичного мероприятия с указанием предполагаемого количества участников в 100 человек. В качестве организаторов митинга в уведомлении указаны административный истец и еще одно лицо. Также указано лицо, уполномоченное выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
23.06.2023 года в адрес административного истца администрация МО ГП г.Нерехта направила ответ №2278 за подписью главы поселения, в котором содержались сведения о нарушении организаторами порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, определённых ст.ст.5,7 Федерального закона №54-ФЗ, в частности указано, что «письменное уведомление должно быть представлено организатором публичного мероприятия лично по представлению паспорта или иного заменяющего его документа, а если организатором выступает несколько граждан - всеми ими лично и одновременно по предъявлению каждым из них паспортов или иных заменяющих их документов. Уведомление от 20.06.2023г. о проведении публичного мероприятия в форме митинга было подано одним организатором. Вместе с тем, в уведомлении о проведении мероприятия указаны и иные организаторы митинга, которые не присутствовали при подаче».
При оценке указанного, суд, руководствуясь положениями Федерального зона №54-ФЗ, с учетом разъяснений, данных в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», с учетом того, что одним из оснований для отказа в согласовании проведения массового мероприятия является подача уведомления лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, полагал, что нормы действующего законодательства позволяют администрации МО ГП г.Нерехта требовать документы, подтверждающие соответствие организатора публичного мероприятия, предъявляемого им требованиям, а именно, при подаче уведомления требовать предъявления документов, удостоверяющих личность организатора и в подтверждение гражданства Российской Федерации, а также достижения требуемого возраста 18-ти лет.
Данные требования к организаторам федеральным законодателем закреплены в пункте 1 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ, который устанавливает, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В отсутствие документа, подтверждающего личность, которым в силу норм Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства РФ от 08.07.1997г. №828, является паспорт гражданина Российской Федерации, установить личность человека (заявителя/организатора), гражданство, возраст, иным путем невозможно, в то время действующим законодательством, исходя из его системного анализа закреплена безусловная идентификация всех организаторов публичного мероприятия. Указанное, также не позволяет органу местного самоуправления исполнить обязанность по своевременному разрешению вопроса о согласовании либо об отказе в согласовании по основанию, указанному в ч.3 ст.12 Федерального закона №54-ФЗ, - подача уведомления лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия.
Судом установлено, что организаторами массового мероприятия являются два физических лица, которыми избран такой способ подачи уведомления как личное обращение в администрацию МО ГП г.Нерехта.
При указанном способе, в отсутствие второго организатора в момент подачи уведомления, полномочия административного истца на право действовать от имени второго организатора должны быть подтверждены доверенностью, то есть письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п.1 ст.185 Гражданского кодекса РФ).
Такая доверенность по состоянию на 20.06.2023 года у указанного лица отсутствовала.
С учетом указанного выше, у административных ответчиков не имелось оснований полагать, что уведомление о проведении публичного мероприятия действительно подано его организаторами и (или) уполномоченными лицами, так как лица, подавшие уведомление не предъявили документов, удостоверяющих их личность, возраст, гражданство, следовательно, полагать, что уведомление подано именно организаторами публичного мероприятия, у должностного лица администрации МО ГП г.Нерехта оснований не было. При этом данная обязанность по предоставлению документов лично возложена на организаторов митинга, а не на должностное лицо, в том числе принимающее для регистрации соответствующее уведомление.
Дословное толкование содержания ответа администрации указывает на то, что данный ответ не может рассматриваться как отказ в согласовании публичного мероприятия, поскольку изначально организаторами, в том числе административным истцом, был нарушен порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, что препятствовало администрации МО ГП г.Нерехта и её должностными лицами выполнить возложенные на них Федеральным законом №54-ФЗ обязанности, в связи с чем, в ответе от 23.06.2023г. №2278 должностное лицо органа местного самоуправления обоснованно указывает на необходимость устранения несоответствия действующему законодательству при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия, что согласуется с требованиями действующего законодательства.
Доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности соблюдения требований законодательства при подаче уведомления, судом не установлено, а материалы дела не содержат.
Таким образом, суд пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия не имеется, так как административному истцу как организатору митинга административными ответчиками не было отказано, а подготовлено и направлено в его адрес сообщение о невозможности рассмотрения по существу поданного уведомления до устранения указанных в ответе главы городского поселения нарушений.
Данным ответом права административного истца нарушены не были, так как он запрета на проведение публичного мероприятия не содержит, не создает препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, в том числе право на организацию публичного мероприятия и участие в нем, не возлагает на административного истца незаконно каких-либо обязанностей.
Требование о возложении на администрацию МО ГП г.Нерехта обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 01.07.2023г. с 13 час. 00 мин. до 15 часов 00 мин. на площади 30-летия Победы в г.Нерехта Костромской области является производным от первого требования, а поскольку оно не удовлетворено, то и оснований его удовлетворения также не имеется.
Решение суда, которым в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Последние новости
Костромские коммунисты поздравили женщин с Днём матери
Товарищи дарили цветы и выражали добрые пожелания жительницам города.
Заседание Бюро КПРФ в Костроме: итоги и планы
Обсуждены результаты выборов и подготовка к конференции.
Безопасность на дорогах Костромы под вопросом
ЛДПР проводит рейды для оценки ситуации с освещением пешеходных переходов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Старом Осколе на выгодных условиях