Технологическая независимость России
Обеспечение технологической независимости стало сегодня задачей номер один в экономической политике.
Обеспечение технологической независимости стало сегодня задачей номер один в экономической политике. Но надо пояснить, что такое технологическая независимость, поскольку и здесь находятся скептики, которые говорят, что невозможно всё делать самим. А это и не требуется. Самим надо делать высокотехнологичное оборудование, а это, например, двигатели для самолётов, автомобилей и всего машинного парка. Двигатели, как и сердце человека, – мотор для жизни. В сельском хозяйстве технологическая независимость – это свои семена основных сельскохозяйственных культур. В медицине – это в основном своё медицинское оборудование. В образовании и науке – это свои высококвалифицированные кадры и современное научное оборудование.
Важное решение принято по поводу введения промышленной ипотеки в размере пяти процентов с 1 сентября текущего года. Давно пора было это сделать, чтобы ставки по кредитам были существенно меньше рентабельности производства. Центробанку и всем коммерческим банкам надо быстро наращивать инвестиционные портфели для реализации проектов в промышленности и других отраслях.
В любой отрасли экономики технологическая независимость создаётся тогда, когда слаженно работают и развиваются специализированные научно-исследовательские, технологические и конструкторские организации, вместе с производственными предприятиями, способными быстро масштабировать новые более эффективные технологии, машины, оборудование, приборы.
Примером может служить отечественная атомная промышленность. Здесь и научные организации, инженерные и конструкторские подразделения, своё специальное машиностроение. Поэтому обеспечивается устойчивое развитие, строятся атомные станции в целом ряде стран, что сближает эти страны с Россией и делает их «дружественными». Отечественный военно-промышленный комплекс также располагает и наукой, и производством. Работа идёт по долгосрочными контрактам, нет ненужной суеты с ежегодными тендерами-конкурсами. Конкуренция здесь присутствует, но не внутри между «своими», а с мировыми копаниями.
Так и в других отраслях надо делать – соревноваться с известными мировыми компаниями, а не заниматься искусственно создаваемой конкуренцией между своими же предприятиями, когда возрастают риски банкротства и фактически уничтожаются использованные ресурсы ликвидированных предприятий, расширяя безработицу и создавая неуверенность как собственников, так и наёмных работников в своём будущем.
А вот в нефтяной отрасли ситуация другая. Немало здесь работает компаний и государственных, и частных: «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть» и ряд других. Нет здесь полноценной научной базы, мало конструкторских и технологических лабораторий. Интересы больше направлены на экспорт, а не на мощную геологоразведку и создание новых технологий переработки нефти не только в бензин и дизтопливо, но и в создание современных пластмассовых изделий, получение материалов с новыми свойствами.
Когда в девяностые годы «раздавали» нефтяную промышленность по «своим» людям, эти новые собственники быстро избавлялись от смежных производств, от предприятий по изготовлению необходимого оборудования для геологоразведки, добычи и переработки нефти. Так называемые непрофильные активы не нужны были не только нефтяным, но и другим ресурсодобывающим компаниям.
Психология дельцов была проста – продадим нефть, уголь, железную руду и купим по импорту оборудование. Вот и попали в технологическую зависимость по нефтяному, газовому оборудованию. До сих пор нет даже своих турбин для перекачки газа – «Сименс» делает, а в Канаде ремонтируют. Сегодня предстоит преодолевать эту технологическую зависимость не только по нефтяному и газовому оборудованию, но и по оборудованию для лёгкой и пищевой промышленности и многих других отраслей экономики. Параллельный импорт сегодня нужен, но своё надо быстро развивать, чтобы вновь не попасть в зависимость уже от других стран-партнёров.
А что из себя представляли эти бывшие дельцы-управленцы, можно понять из письма бывшего помощника Б. Ельцина некоего А. Лившица Председателю Правительства В. Черномырдину от 03.04.1995 года: «В последнее время наметилась крайне опасная тенденция бездумного лоббирования интересов отечественного авиастроительного комплекса со стороны правительственных структур. Просим подержать вопрос о недопустимости серийного запуска самолёта Ту-204 на российские авиатрассы и о продолжении приобретения в лизинг передовых образцов западной авиатехники».
Для обеспечения технологической независимости необходимо, чтобы такого рода кадров не было у нас ни на одном уровне управления.
М.Н. Сидоров
Фото: drhurd.com
Последние новости
Значение сотрудничества в современных условиях
Обсуждение важности партнерства в разных сферах жизни.
Костромская ГСХА запустила проект «Агроклассы»
Школьники познакомятся с увлекательным миром сельского хозяйства.
Активные студенты участвуют в конкурсе ГИБДД
Студенты показывают свои навыки вождения и поддерживают друг друга.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией